|
|
|
|
Концепция сельскохозяйственного мотодельтаплана
Концепция сельскохозяйственного мотодельтаплана формировалась
(так и хотелось написать "выкристаллизовалась") по
методу "от противного".
Вот я сажусь на вынужденную на сухое свежее засеянное поле, после
устранения неполадки даю |
полный газ и стабильно "мчусь" на скорости 20 км/ч. Пришлось
2 км ползти по-пластунски к ближайшей грунтовой дороге.
Так, выкидываем задние колеса с резиной от мокика и ставим авиационные
"дутики" 400х150. Потом, что-то надоело шпаклевать винт после
попадания камушков, проволоки и комочков грязи из-под задних колес.
Сделали крылья на дутики, а заодно и на переднее колесо - потому как
не для этого шесть лет в институте учились, чтобы отскребать засохший
навоз с нижней поверхности телеги и свежий со своей физиономии.
Другая ситуация - неделю шли дожди, сроки обработки уходят, пилот считает
свои упущенные га и печалится, агроном на грани нервного срыва (т.е.
запоя) и тут устанавливается "молоко". Ветер отсутствует в
принципе, болтанка тоже, полоса высохла и работа пошла - "давай-давай".
Естественно в какой-то момент техник решает сэкономить время на заправке
топлива и потом с тоской слушает народный фольклор из уст пилота, продирающегося
сквозь окрестный чапыжник на своих двоих. Нет, нервы дороже, и на телеге
появляется указатель аварийного остатка топлива, который можно настроить
на 2-5 л. топлива (4-20мин. работы Rotax-503). При выработке до определённого
остатка на "приборке" начинает моргать попеременно красная
и зелёная лампочки (особенно красиво в сумерках). Есть у указателя -
сигнализатора режим проверки, да и батареек он "кушает" всего
2 шт. "АА" в сезон.
Слушаем рассказы других химиков про грубые
посадки, случаи на рулёжке, пробеге, разбеге связанные с наездом на
кочки и в ямки, задевание торчащих предметов. Конец у всех примерно
одинаков: "Телега на бок, винт в парус…". Далее разные варианты
вплоть до - "телега в хлам". Как можно тратить время на ремонты
телег, когда сроки уходят, договоры горят, агрономы наседают, а за спиной
сопят конкуренты. Ну уж нет! Даёшь колею 2 м и самый низкий центр масс
в мире. Ну 2 не 2, а до 1 м 88 см колею довели и хим. бак прижали пониже,
как говорится "до уровня городской…", простите, горизонтального
пилона. Тем не менее, клиренс по центру больше чем у председательской
Нивы.
Ресурс
телеги в один сезон никого не устраивал, кроме ошалевших бизнесменов
от сельского хозяйства мечтающих поменьше вложить, побольше получить,
и как можно быстрее. Естественно, условия работы пилота и техника (зря
им что-ли деньги платят!) никого не волнуют. В некоторых фирмах (к счастью
немногих) вошла в моду практика давать приехавшему на заработки пилоту
нечто, оставшееся от прошлого сезона в расчёте, что деваться ему все
равно некуда и он приведёт всё в соответствующий вид (иногда даже за
свой счёт). Нам же, почему-то, весной хочется погреться на солнышке
и поваляться на свежей травке, а не носиться высунув язык в поисках
запчастей и комплектующих - соответственно изменилась конструкция телеги.
Конечно, она стала потяжелее на 4-5 кг, но это плата за спокойную работу
в течение нескольких лет. Двойной горизонтальный и вертикальный пилоны
позволяют увеличить опорные площадки под установку двигателя, химического
бака, и других агрегатов и, следовательно, снижают нагрузки. Узел крепления
передней вилки выполнен по авиационным технологиям и не люфтит после
~ 1000 взлётов-посадок с грунтовок (надеемся и следующие 2000 будет
также). Увеличенный ход пружинных амортизаторов основных стоек и передней
вилки приятно убаюкивает на разбеге - пробеге (но никого ещё не укачало).
Так со временем жизнь пилотов и особенно техников становилась всё легче
и естественно они (особенно техники) обленились. Поэтому у нас появились
заправщики химикатов, горловины химических баков с обоих сторон телеги,
два уровня химического бака, даже рукоятку кик стартера повесили на
последней (в смысле новой) телеге симметрично. И конечно, кому хочется
бегать вокруг телеги туда-сюда, тем более что интервал между вылетами
снизился до 1 мин. Некоторые дотошные головы даже подсчитали, что все
эти доработки вместе позволили увеличить количество вылетов за сезон
на 20 % (при объёме 10000-12000 га). Существенная прибавка, особенно когда погода
не балует и ловить приходится каждую минуту.
Теперь хотелось бы уделить внимание остальным двум китам на которых
стоит мотодельтаплан - крылу и силовой
установке, а также, двум китёнкам - химической
системе и приборному оборудованию.
|